Уральский рабочий, 6 мая 1935 года      

ВЕЛО-ПРОБЕГ

(Свердловск – Казахстан – Средняя Азия – Кавказ – Украина – Белоруссия – Ленинград – Москва – Свердловск)

 

Сегодня в 2 часа дня с площади 1905 года девять студентов свердловского Горного отправляются в велопробег протяжением 11 тысяч километров. Маршрут этого громадного пробега: Свердловск – Челябинск – Магнитогорск – Орск – Актюбинск – по побережью Аральского моря на Туркестан – Чимкент – Ташкент – Самарканд – Ашхабад – Красноводск – морем в Баку и дальше через Тифлиз – Батум – Сухум – Туапсе – Новороссийск – Ялту – Одессу – Минск – Смоленск – а столицу Советского Союза.

 

1935велоКаракум7

 

Сто десять ходовых дней займет пробег при среднесуточной скорости 100 километров. Стартуя сегодня, участники пробега придут в Москву в двадцатых числах августа. В пути их ждут горы Урала, леса, степи, пески пустыни, тяжелые крымские дороги и т.д. Великолепное путешествие!

Идея пробега – зародившаяся еще зимой, после успешных лыжных переходов – была поддержана директором института и студенты стали готовиться. Из 60 студентов, выразивших желание проделать на велосипеде 11 тысяч километров комиссия отобрала 28 лучших ударников учебы, а медицинский контроль отсеял еще 19 человек. Два месяца тренировались студенты под наблюдением профессора Кушелевского и сейчас находятся в хорошей форме.

Московский велозавод снабдил их машинами специальных моделей. Двое участников пробега едут на велосипедах с цельно-сварными рамами, без узлов в местах соединения труб, что облегчило общий вес машины. Следующих двух машин во втулки поставлены тормоза конструктора рабочего велозавода тов. Кунина. На трех велосипедах шины и покрышки Ярославского комбината синтетического каучука. Все это будет хорошо испытано в пути.

 

1935велоПробег11т

 

Кто едет в пробеге? Это ударники учебы. Старшим из них Терентьеву и Журавлеву по 28 лет, а Борису Переляеву, студенту второго курса, только 21 год. Командору пробега – Вячеславу Кузнецову – 22 года, но он уже три года в партии. Вячеслав участвовал в ряде соревнований по легкой атлетике, футболу, волейболу. Четыре комсомольца – Д. Бокарев, Н. Кабанов, С. Журавлев и Г. Канепит – однокурсники Кузнецова и учатся не хуже его. Канепита спортивный Свердловск знает, как лучшего велосипедиста вузов. К дню старта не имели учебных «хвостов» и остальные участники пробега: К. Терентьев, Переляев и А. Десятов. Девятым в команду вошел тренер и физкультурный руководитель института В.В. Скрябин. На груди всех участников пробега значки «ГТО» и «Ворошиловского стрелка».

- Своими глазами увидеть весь Союз – это мол давнишняя мечта – говорит Переляев. – В городах обменяемся опытом со студентами родственных институтов.

- Проверим в пути работу геолого-разведочных партий – говорят Кузнецов и Бокарев. – В этом пробеге мы почерпнем энергию для дальнейшей учебы.

В своих силах студенты не сомневаются. Все рассчитано до мелочи.

Счастливый путь, товарищи!

Н. Кукуц.

 

 

На смену, 6 мая 1935 года                         

СЕГОДНЯ СТАРТ!

СВЕРДЛОВСК – ТИФЛИС – ЛЕНИНГРАД – МОСКВА

(Беседа с директором горного института тов. Скороделовым)

6 мая в 2 часа дня, на площади 1905 Года, после краткого митинга, дается старт велопробегу организованному Свердловским горным институтом по маршруту: Свердловск – Каракум – Тифлис, Киев – Минск – Ленинград – Москва – Свердловск. Весь путь в 11 000 клм. участники пробега идут на велосипедах, за исключением участка Красноводск – Баку, который проходит через Каспийское море.

Путь, который предстоит преодолеть нашим студентам, далеко не легкий. Особенно трудным является переход через Малый Кара-Кум и Кара-Кум, километров 1500, где, кроме караванов верблюдов и известного пробега автомобилей, никто не проезжал. Температура там доходит до 60 градусов на протяжении 200-300 километров, нет воды. Условия работы велосипедов в Средней Азии не опробованы.

Цель, организованного нами велопробега – обменяться опытом с родственными горными институтами, ознакомиться с деятельностью геологических партий, которые на 5 – 6 месяцев оторваны от населенных пунктов, рапортовать тов. Орджоникидзе об итогах сессий и всего учебного года. Важнейшая задача велопробега – освоить Кара-Кум, как проходимую для велосипедов местность.

11 велосипедов получены с московского велозавода. Каждая машина отличается какой-нибудь конструктивной особенностью. Есть велосипеды с цельнотянутыми и сварными рамами. Собраны машины превосходно и снабжены запасом частей, которые велосипедисты возьмут с собой.

Участники пробега отобраны очень тщательно: все они ударники, учатся только на «хорошо» и «отлично», сдал нормы на значки ГТО и «Ворошиловский стрелок», большинство из них –комсомольцы.

Участники велопробега распределили между собой обязанности Командир пробега – студент Кузнецов.

3 мая участники велопробега, студенты Свердловского горного института, были приняты секретарем Обкома ВКП(б) тов. Кабаковым. На приеме, кроме студентов, присутствовали т.т.: Богачев – председатель Облпрофсовета, Хорош – заместитель председателя Облисполкома, Савченко – секретарь облсовета физкультуры, Скороделов – директор Горного института, Докунин – секретарь парткома, Тиунов – секретарь комитета комсомола и др.

Тов. Кабаков внес целый ряд указаний в график пробега:

- Вы должны вернуться здоровыми и быть ударниками учебы, как и раньше, - сказал Иван Дмитриевич. Этот пробег должен показать, что учебу и спорт можно прекрасно сочетать.

 

1935велоКаракум2

 

Командир пробега – СЛАВА КУЗНЕЦОВ, член партии и комсомолец с 1928 года. До ВУЗа тов. Кузнецов – рабочий, электромонтер Уралмедьстроя. Сейчас он – руководитель физкультурной организации в институте, сделал шесть норм на значок ГТО второй ступени.

Техрук пробега - ГЕОРГИЙ КАНЕПИТ, комсомолец, в межвузовских велосоревнованиях        т. Канепит, взял первое место. До втуза т. Канепит работал слесарем на Магнитострое. Он лучший ударник учебы

За организацию отдыха и ночлега отвечает СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЕВ, комсомолец с 1926 года, бывший рабочий-грузчик.

КОСТЯ ТЕРЕНТЬЕВ везет с собой фотоаппарат «Лейка», чтобы заснять самые интересные моменты пробега.

ДМИТРИЙ БОКАРЕВ родился в 1913 году, комсомолец с 1928 года. До втуза работал молотобойцем, теперь он кончает четвертый курс института

КОЗЬМА ПЕРЕЛЯЕВ отвечает за финансы

КАБАНОВУ поручено регулярно вести дневник

ДЕСЯТОВ отвечает за хозяйственную часть

 

На смену, 7 мая 1935 года                         

В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ

Под бодрый марш оркестра, провожаемые тысячей студентов Горного института, участники велопробега Свердловск – Каракум – Москва – Свердловск идут по улице Вайнера на площадь 1905 Года. Трибуна заполнена народом. Они подходят и выстраиваются с велосипедами в ряд. Оркестры играют им приветствие.

 

1935велоКаракум5 

 

Несколько тысяч человек трудящихся Свердловска собралось на площадь провожать их, девять смелых комсомольцев, в далекий путь.

С напутственной речью выступает директор Горного института тов. Скороделов, затем председатель ЦК союза горнорудной промышленности, от Свердловского горкома комсомола с наказом выступает тов. Князев.

Выступает командир пробега В. Кузнецов:

- Мы идем в далекий путь, - говорит он. – Мы пройдем все до одной республики нашей великой родины. Мы увидим прекрасную и счастливую жизнь в степях Казахстана и кишлаках Узбекистана. Мы пройдем трудный путь через степи Кара-Кума и субтропическое Закавказье, мы пересечём нашу советскую Украину. Белоруссию и побываем в столицах нашей страны – Москве и Ленинграде. Это большой и трудный путь, товарищи, но мы затем и идем, чтобы его победить! В сентябре мы должны быть в Свердловске и снова должны сесть за учебу.

Зам. пред. Облисполкома тов. Хорош пожимает их крепкие руки.

- Ну, смелей, друзья! Смелей!

Вот уже с с трибуны кричат: «Внимание! Приготовиться».

- Марш! – Взмах ноги, нажим на педаль и по двое, друг за другом они медленно отъезжают от трибуны. Колеса велосипедов делают первые обороты, а их будет сделано свыше 6 миллионов! Сотни завистливых глаз молодежи, собравшихся провожать велосипедистов, смотрят им вслед. Им кричат «ура», машут на прощание руками.

- Добрый путь, товарищи! – несется им в след.

- Счастливого пути, ребята!

Они проезжают по улице Ленина через платину, потом поворачивают по улице пушкинской и дальше, дальше за город. Первые сотни метров, а впереди большой и трудный 12 000-километровый путь. Скрываются за углом улицы их пестрые ковбойки и зеленые рюкзаки, привязанные к багажникам велосипедов.

Город проводил их торжественно и с гордостью в далекий и славный путь. Теперь мы будем следить, как они будут передвигаться по пескам Кара-Кума, горным тропикам Кавказа и дорогам Белоруссии.

Специальный корреспондент газеты «На смену», участник пробега тов. Кабанов будет подробно сообщать в нашу газету об этом большом переходе

  

ОТКРЫТИЕ ЛЕТНЕГО

 СПОРТИВНОГО

 СЕЗОНА

1935велоКаракум8Девять лучших велосипедистов Горного института выстроились у трибуны на площади 1905 Года. Проводить отважных спортсменов пришли сотни трудящихся, студентов.

Присутствуют тт.: Решетов, Хованский, Хорош, Мизенко, Богачев, Рычков, Савченко.

Митинг открыл заместитель председателя горсовета тов. Хованский. С приветствиями выступили: председатель ЦК горнорудной промышленности Востока тов. Кравченко, директор горного института тов. Скороделов, председатель горкома комсомола тов. Князев.

Все они выразили твердую уверенность, что лучшие спортсмены Горного института блестяще преодолеют 11 тысяч километров тяжелого пути по горам, степям, каракульским пескам. Ответное слово командора пробега тов. КУЗНЕЦОВА:

- Мы будем с нетерпением ждать вестей из Свердловска о лучших результатах учебы и спортивных достижениях наших товарищей. Это нам поможет решить взятую задачу.

Старт дан! Провожаемая свердловскими велосипедистами, колонна участников пробега оставила площадь.

Так начался спортивный день 6 мая – день открытия летнего физкультурного сезона. На стадион «Динамо» вышли коллективы: «Динамо», Уралмашзавода, Индустриального института Делового клуба, Железной дороги, «Профинтерна», Клуба строителей, Горнометаллургического техникума, Верх-Исетского завода, «Металлиста» и детские коллективы «Динамо», Делового клуба, школ №№ 12, 18 и 129.

Участники открытия сезона показали хорошую, своевременно начатую тренировку. Командное первенство выиграл коллектив спортшколы «Динамо», второе и третьи места разделили  коллективы Уралмашзавода и Индустриального института, четвертое – Деловой клуб, пятое – жел. дорога.

В беге на 60 метров Найдин  (ВИЗ) повторил областное достижение Ордынского – 7,0 сек. Динамовец Даниленко установил областной рекорд в прыжке в высоту с разбега – 1 метр 77 сант. В беге на 1000 метров Куриев («Динамо») показал 2 мин. 53,3 сек. В беге на 500 метров Добросмыслова («Динамо») пришла со временем 1 мин. 27 сек. Динамовка Вишневская толкнула ядро на 8 метров 28 сант. В эстафете 4х100 метров на первое место вышли динамовцы – 47,2 сек.

Общее командное первенство осталось за «Динамо», второе место – УЗТМ, третье – Индустриальный институт, четвертое – Деловой клуб, пятое – жел. дорога.

Наполнился жизнью стадион. Мелькают яркие спортивные костюмы. Много веселья, здоровья и спортивного задора.

Футбольный матч первых команд «Динамо» - «Профинтерн» закончился со счетом 2:2.  

Н. Рен.

  

6 мая, Сысерть. Итак, мы в пути. Вслед за колонной участников велопробега, студентов Горного института идут провожающие велосипедисты, автомобили. Около аэропорта прощаемся со свердловцами. Т.т. Хорош и Хотайский обнимают участников пробега. Последние напутствия. Раздается команда – садиться. Выстрел. Сильный встречный ветер бросает в глаза пыль, откидывает назад и мы продвигаемся вперед с трудом. Приехали к Арамили. Здесь выясняется, что у Б. Переляева лопнула кожа у седла. Регистрируем первую аварию и продолжаем путь «О, до финиша осталось только 10 975 километров» - шутят студенты. На 32 километре у того же Переляева – прокол камеры. Техрук Канепит остается чинить шину. Через десять минут, когда участники пробега уже пили молоко в Ольховке прибыли.

Настроение самое бодрое. Через три часа прибыли в Сысерть и устраиваемся на ночевку. В доме колхозника нам дают чистую постель. Приводим в порядок машины. Умываемся. Неожиданно приезжает автомобиль – это ребята из горного института, узнав от провожающих о порче седла, привезли новое.

Спать. Завтра надо проехать 120 километров.

Радует то, что во встречных селах и колхозах из газет уже знают о пробеге. Нас хорошо встречают и кричат «счастливого пути, возвращайтесь к богатому колхозному урожаю».

  

7 мая, Сысерть. Утро. Поднимаемся в пять часов. Скрябин, заменяющий врача, проверяет состояние нашего здоровья и командует утренней зарядкой. Жизнь колонны входит в нормальную колею. Обязанности строго распределены. Десятов – завхоз, Терентьев – фотограф, Кабанов, Канепит и Переляев – аварийная бригада. Они едут в конце колонны.

Настроение? Да что говорить о настроении. За ночь мы великолепно отдохнули и сегодня должны пройти 120 километров. В 6 часов расстаемся с Сысерть.

В путь!

 

Н. Кукуц.

 

Километр за километром самых разнообразных дорог преодолевают свердловские велосипедисты – студенты Горного институты, начавшие вело-пробег в 11 тысяч километров. Рано утром 8 мая колонна достигла Челябинска, пройдя 225 километров за 16 ходовых часов. Ваш корреспондент, сопровождавший колонну на велосипеде до Челябинска, видел студентов-физкультурников «в работе». Первые 225 километров показали прекрасную тренированность команды. Уже на второй день после старта колонна прошла 135 километров вместо намеченных 120. Машины в полной исправности. О прекрасном состоянии здоровья студентов свидетельствует  все возрастающий аппетит. Песни и смех звучат всю дорогу.

Радостные встречи в пути повышают бодрость команды. Вот на смену лесам пришли бескрайние просторы черноземных полей. Работают тракторы. Колхозники выбегают на дорогу, знакомятся с велосипедистами, задают десятки вопросов, сбывается мечта Переляева – увидеть поля и заводы Челябинска, колхозы и колхозников.

В Челябинске нас ждала большая радость. Общественность узнала из газеты «Челябинский рабочий» о нашем пробеге и рабочие Тракторного завода решили по примеру свердловских студентов организовать вело-пробег по тракторным заводам и базам. Цель пробега прекрасная: проверить, как используются «сталинцы». Рабочие ремонтно-механического цеха тракторного завода т.т. Кармиев Шабли и Игнатов долго беседовали со свердловцами, входя во все детали организации пробега.

Студенты остановились в доме туриста. За 32 часа пребывания в Челябинске, они познакомились с городом, побывали в кино, здесь же не раз и не два прочитали речь т. Сталина. Несколько экземпляров газеты с речью товарища Сталина физкультурники везут с собой в колхозы.

Путь еще очень длинен. Впереди самое суровое испытание – пески Кара-Кума. Участники пробега учатся экономить время, ухаживать за свои ми машинами, закаляются, живут по строжайшему расписанию. Ваш корреспондент неохотно простился с этими прекрасными людми, которые так четко и напористо решают свою задачу.

Челябинск позади. Колонна вышла на Магнитогорск. 12 мая, в 12 часов дня т.т. Кузнецов, Канепит, Скрябин, Журавлев, Бокарев, Переляев, Терентьев, Десятов и Кабанов должны прибыть в Магнитогорск.

 

Н. Кукуц.

 На смену, 12 мая 1935 года

 Полным ходом – на Кара-Кумы

1935велоКузнецовВФ2Письмо командира велопробега

Позади 220 километров, пройдённых за 15 ходовых часов, ехали мы со скоростью 15 клм. в час.

7 мая прошли 135 клм.

Были небольшие задержки из-за неисправности велосипедов. Опытное, специально облегченное седло, поставленное Переляева, не выдержало испытания и сломалось. Кроме этого, имело место: прокол камеры, расцепление звена цепи. Недочеты исправляли так быстро, что «пострадавший» свободно догонял двигающуюся колонну. «Аварийщики» тт. Канепит и Бокарев работают отлично.

В  деревнях уже знают о нас:  В Сысерти даже приготовили чистые постели.

Скорость, которую мы первоначально наметили, уже превзойдена и в Магнитогорске будем в 12, а не 13 мая, Как предполагалось. Чувствуем себя отлично. Ребята так и рвутся на Кара-Кумы.

В Челябинске были на тракторном заводе, поразившем нас новейшей техникой, чистой в цехах и организованностью работы.

Теплые проводы и забота, которыми мы окружины, дают еще больше силы для этого трудного пути.

Привет от всей команды!

Командир велопробега

 В. Кузнецов

  

ПРОШЛИ 550 КИЛОМЕТРОВ

14 мая, Магнитогорск. Команда велопробега, организованного Горным институтом, 13 мая прибыла в Магнитогорск. Прием самый радушный. Студенты осмотрели завод и социалистический город. После хорошего отдыха 14 мая выходим на Орск. Настроение бодрое.

 

Скрябин

 

*  *  *

Команда велосипедистов-студентов Свердловского горного института, совершающих круговой велопробег в 11 тысяч километров, за 6 ходовых дней прошла 550 километров и достигла границ Урала. График среднесуточной скорости в 100 километров выдержан. Дальнейший путь на Орск и Актюбинск проходит по степям, где малейший дождь превращает дорогу в  непролазную грязь. Это трудный участок, но велосипедисты уже приобрели закалку за первые дни пробега. Машины московского велозавода идут без крупных аварий. Два прокола шин в начале пути вызваны были ничем иным, как слабой накачкой, при которой не учитывался вес груза на багажнике.

 

17 мая, Орск. Команда велосипедистов-студентов Горного института прибыла в Орск. 958 километров пройдено за 64 ходовых часа при средней скорости 15 километров в час, несмотря на сильный встречный ветер, пересеченную местность и дожди. Все участники двенадцатитысячного километрового велопробега чувствуют себя здоровыми. Настроение прекрасное. В пути – смех, шутки и песни. Проезжая через колхозы, с радостью отмечаем  многочисленные признаки растущей культурной зажиточной жизни колхозников. Так, например, велосипед в колхозах – не редкость. И никого уже не удивляет, когда нас встречает колонна велосипедистов – ударников полей.

В Орске нас тепло встретили. Был организован многолюдный митинг.

Сегодня 18 мая стартуем на Казалинск.

 

Участник велопробега

 НИК. КАБАНОВ

 

1935велоКаракум

 

30 мая. По пескам Кара-Кума и водному простору Камы идут две команды свердловских физкультурников. Вчера по телеграфу получено известие от студентов Горного института, совершающих велопробег в 11 000 километров. Командор пробега тов. Кузнецов сообщает:

«27 мая прибыли в Казалинск. Прошли 1925 километров, из них 120 через пустыню Малый Кара-Кум. Настроение хорошее. Аварий нет».

Итак, испытание людей и машин на труднейшем этапе Орск – Иргиз – Казалинск блестяще выдержано. Но путь до Казалинска оказался на 400 километров длиннее, чем предполагалось. Вот почему график не выдержан и команда прибыла в Казалинск, имея 3 дня опоздания.

Впервые свердловские физкультурники предприняли такие большие переходы. Студенты Горного института и свердловские динамовцы внимательно следят, как их товарищи километр за километром преодолевают маршрут.

Колонна велосипедистов-студентов Свердловского горного института проходят 3-ю тысячу километров. После Казалинска  дорога улучшилась и велосипедисты наверстывают время, упущенное  из-за плохой дороги до Казалинска. 2 июня получена телеграмма от командора пробега тов. Кузнецова: Кзыл-орда, 1 июня. Идем вперед. Будем в Ташкенте шестого.

Если колонна завтра придет в Ташкент, то у нее остается только день опоздания вместо трех. До Ашхабада путь гораздо легче пройденного, и у команды будет возможность сделать нагон с тем, чтобы иметь больше времени для преодоления больших Кура-Кумов (этап от Ашхабада  до Красноводска.)

 

5 июня. Свердловские динамовцы участники байдарочного перехода Свердловск – Москва. Позавчера вечером приплыли в Пермь. Чусовая пройдена, байдарки плывут по реке Каме. У всех участников самочувствие великолепное. Они с восторгом отзываются о замечательных видах Чусовой. 30 мая на Чусовой повстречали медведя, вышедшего на водопой.

Намеченный график выдерживается полностью.

 

8 июня. Преодолев 2 900 километров, бодрые и загорелые участники велопробега на 11 тысяч километров – студенты Свердловского Горного института – вступили в Ташкент.

- Что можно сказать о проделанном пути, товарищи?

- Прежде всего, о велосипедах. Машины Московского велозавода показали большую прочность, выносливость. Только одна сварная машина, которая дана заводом специально для испытания, подвела своего хозяина Бокарева. На ровной дороге она получила серьёзнейшее повреждение в месте сварки и вышла из строя. Хорошо ведут себя шины из синтетического  каучука. Они почти не снашиваются, тогда как обыкновенные шины уже поистерлись.

- С какой скоростью идет колонна?

- В среднем, 121 километр за сутки, но в песках пришлось тащить машины на руках.

- Испытывали какие-нибудь материальные лишения?

- В степях по пути к Орску немного поголодали. Не хватило продуктов.

- Как встречают вас в пути?

- Колхозники и красноармейские части оказывают нам задушевное гостеприимство. Кстати, проезжая по Казахстану, мы убедились, что в некоторых отдаленных, глухих аулах, население еще не видело велосипеда.

- Впереди Кара-Кумы, безводье, зной. Готовы ли вы к этим испытаниям?

- Вполне. Здоровы. Настроение бодрое.

Как мы уже сообщили, участники пробега преодолели голодную степь, достигли Самарканда и стартовали на Чарджуй

 

На Красноводск.

Незаметно прошел месяц с того дня, как мы оставили Свердловск. На преодоление степей Казахстана, встречных ветров и песков Малого Кара-Кума потрачено 24 ходовых дня при средней скорости 120 километров в день. Участники похода вполне здоровы. За время пребывания в Ташкенте хорошо познакомились с этим прекрасным городом. Большое впечатление произвели на нас контрасты Ташкента: яркая советская новь и рядом с ней отступающая, отмирающая глубокая старина.

Отдаем себе полный отчет о тех трудностях, с которыми связано преодоление Кара-Кумов. Ко 2 июля надеемся быть в Красноводске.

 

В. Скрябин

13 июня. Пять дней отдыхали в Ташкенте студенты Свердловского Горного института, совершающие грандиозный велопробег в 11 тысяч километров. Вчера команда стартовала на Ашхабад. Как сообщает командор пробега тов. Кузнецов, колонна получила приветствие от начальника главного управления учебных заведений Наркомтяжпрома тов. Петровского. До Ашхабада велосипедисты едут хорошей дорогой, а затем до Красноводска им придется пересечь пески Большого Кара-Кума.

15 июня. Пять дней отдыхали в Ташкенте студенты Свердловского горного института, совершающие громадный велопробег. 11-го июня команда стартовала на Ашхабад.

От Ашхабада до Красноводска команда пересекает  пески большого Кара-Кума.

21 июня. Пришла телеграмма от командира велосипедистов Горного института, который сообщает, что студенты успешно преодолевают пески Кара-Кума и обещают быть в Красноводске дня на три раньше 

срока. Сейчас они находятся на подступах к Бухаре.

25 июня. «В Ашхабад прибыли 24. Здоровы. Прошли за все время от Свердловска до Ашхабада 4 400 километров. От Ташкента шли со скоростью 132 километра в день. В Красноводске будем первого июля. Кузнецов».

Долго не было известий от студентов Свердловского горного института, совершающих волопробег в 11 000 километров. Велосипедисты упорно штурмовали пески Кара-Кума. Полученные телеграммы говорят о том, что пески форсированы и велосипедисты едут с нагоном времени. Они обещают прийти в Красноводск на 7 дней раньше срока, предусмотренного графиком.

3 июля. Вчера участники велопробега, организованного Свердловским горным институтом, на пароходе «Чичерин» прибыли из Красноводска в Баку. Таким образом, закончен переход через Среднюю Азию. Кавказ встретил нас пасмурной погодой, дождем. Остановились в общежитиях нефтяного института.       

Скрябин.

 

Участники пробега значительно превысили запланированную скорость 133,5 километра в сутки. В Баку ими сделана 4 дневная остановка для отдыха, осмотра и ремонта машин. 6 числа велосипедисты стартуют дальше.

 

12 июля.

Из дневника участника велопробега

студентов Свердловского Горного института

Единственное, что нарушает ландшафт – насыпь Средне-Азиатской железной дороги, вдоль которой подвигается наша колонна. Жаркое солнце, сыпучий песок, иногда сметенный ветром в причудливые барханы, да зеленые заросли саксоула, все это необычно, своеобразно…

Едем, нет, вернее идем по самому ответственному участку Кара-Кумской пустыни Чарджуй – Ашхабад. Наш злой враг – песок стал настолько сыпуч, что провернуть колеса машин невозможно. Идем в колонне, сильно растянувшись, с трудом вытаскивая ноги. Душно, температура достигает 60 градусов. Во рту горечь, язык еле поворачивается. Впрочем, не до разговоров. Стремимся вперед к разъезду или станции, где можно получить глоток воды или тень для отдыха.

Часов в пять начинает спадать зной. На смену ему идет вечерняя прохлада. Здесь в пустыне, переход от сумерек к абсолютной темноте почти молниеносной. Последние километры модно идти, закрыв глаза – все равно ничего не видно. …Так идем мы через пустыню, и если скорость все же падает 80 километров в день, а то доходит и до 130, то это объясняется только тем, что есть уже большой тренинг, стали железными мускулы.

В.В. Скрябин

 

13 июля. Тифлис. Однообразный ланшафт Средней Азии сменился прекрасными видами Кавказа. Студенты Горного института, участники велопробега, прошли 717 километров от Баку до Тифлиса в 6 дней. Пересекли Кахетинское плоскогорье, Ширакскую возвышенность. Дожди, выпавшие три дня назад, размыли дороги. В горах таит снег. Горные речки бушуют. Переходим их в брод. Около селения Аксу 17 километровый спуск. Тормоза сильно грелись, но работали хорошо. Затем подъем в 14 километров. Близко Тифлис. Сильный дождь. 27 километров идем не останавливаясь, вспоминаем безводные Кара-Кумы. Мокрые и бодрые вступаем в Тифлис. Позади 5660 километров.

Конепит

 

В Севастополе.

Большая часть беспримерного по трудности и расстоянию пути закончена. 2 августа по сообщению командира велопробега тов. Кузнецова, велосипедисты горного института прибыли в СЕВАСТОПОЛЬ. Радушно встреченные населением крымского города, они после непродолжительного отдыха отправилась в дальний путь

 

Позади 7 400 километров

СВЕРДЛОВСКИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ

ПРИБЫЛИ В СИМФЕРОПОЛЬ

5 августа, Симферополь. В Симферополь прибыла группа студентов Свердловского индустриального института, совершающих круговой пробег на велосипедах, протяженностью 12 000 километров.

Стартовав в Свердловске 6 мая, колонна велосипедистов прошла Магнитогорск, Ташкент, Ашхабад, Красноводск, откуда переправилась в Баку, прошла в Батум, Новороссийск. Всего пройдено 7 400 километров. За все время пробега не было ни одной серьезной поломки советских машин.

Все участники пробега здоровы.

 

Новороссийск – начальнику велопробега тов. Кузнецову

5 августа

Поздравляю с успешным переходом труднейших участков маршрута. Желаю успеха в завершении перехода. Жму руку участникам.

Секретарь Оргбюро ЦК ВЛКСМ

КОВАЛЕВ

  

ГЕРОИЧЕСКИЙ ВЕЛОПРОБЕГ

16 августа. Команда велосипедистов-студентов Свердловского горного института, совершающих беспримерный по маршруту велопробег в 12 000 километров, прибыла в Киев.

Сто дней назад т.т. Кузнецов (командор), Канепит, скрябин, Бокарев, Переляев, Терентьев, Кабанов и Десятов взяли старт из Свердловска. Путь отважных студентов лежал через Магнитогорск, Орск, Актюбинск, Ташкент, красноводск, Баку, Тифлис, Батум, Севастополь, Одессу.

Позавчера велосипедисты прибыли в Киев и были приняты секретарем ЦК ВКП(б) Украины тов. Постышевым.

Пройдено свыше 8 000 километров. Велосипедисты преодолели бездорожье зауральских степей, болотистое побережье Аральского моря, пески пустыни Кара-Кум, горы Кавказа и Крыма. Сейчас все ближе финиш! Дороги стали лучше.

Студенты торопятся прибыть в Свердловск к началу учебного года. Начиная от Ашхабада, они каждый день покрывают около 140 километров, но маршрут, намеченный по карте, в действительности оказался значительно длинее. До Севатополя участники велопробега фактически прошли 7 200 километров, против намеченных 5625. Особенно медленно пришлось двигаться по Кавказу. Горные дороги невероятно извиваются и, если нужно проехать вперед три километра, по дороге выходило 17.

- Повидимому весь путь будет около 14 тыс. клм, и чтобы идти по графику, мы сокращаем остановки, пишет командор.

На отдельных участках пути скорость достигала 175 километров в сутки.

Студенты-велосипедисты обогнали команду велопробега Сталинобад – Москва, шедшую впереди на несколько дней.

Много трудностей преодолели велосипедисты. Были случаи, когда дневной переход совершали они без капли воды. Дождь размывал дороги. Машины приходилось нести на себе. Жаркое южное солнце палило кожу. Песок хрустел на зубах. Слепились глаза. Жесткая тропическая малярия вывела в Тифлисе из строя тов. Скрябина. Уже на Черноморском побережье авария велосипеда заставила командора пробега Кузнецова лечь на несколько дней в больницу.

Однако, все эти трудности не сломили волю отважных велосипедистов.

9 августа, когда колонна прибыла в Одессу, когда за 4 дня было пройдено 530 километров, вместе с командой шел догнавший ее тов. Кузнецов.

Он снова возглавляет колонну, и участники пробега идут по графику: 16-го – Киев, 24 – Ленинград, 31-го – Москва, а там ещё полмесяца пути – и Свердловск, товарищи, учеба.

- Мы поставили своей целью показать сочетание хорошей учебы с высокими физкультурными показателями, - сказал командор Кузнецов, прощаясь в Свердловске.

Эта задача успешно завершается. Стойкие, мужественные и полные бодрости участники героического пробега смело, и уверенно идут к почетному финишу!

 

24 августа. Сегодня участники велопробега Свердловск – Кара-Кумы – Свердловск прибывают в Ленинград. Здесь три дня отдыха и 1 сентября – Москва, а там недалеко и до Свердловска.

Все сильнее нажимают на педали велосипедисты-студенты Свердловского горного института. Дороги пошли лучше, и среднесуточная скорость растет и растет. Под Киевом велосипедисты прошли 195 километров за день. 20 августа, идя к Витебску по дорогам Белоруссии, команда показывает рекордную скорость дневного перехода – 208 километров.

Сокращая путь на Ленинград, команда решила не заезжать в Минск, и позавчера уже была в Витебске.

Прекрасно выдержали огромный и трудный путь наши советские велосипеды. Это рядовые машины, взятые прямо с конвейера, а в пути пришлось только несколько спиц и конусов шарикоподшипников. Такие «аварии» бывают повседневно с любой машиной, у любого велосипедиста.

«Чем ближе финиш, тем больше хочется знать, а что делается в Свердловске. Шлите комплект «Уральского рабочего» и материалы о жизни института и физкультурном Свердловске», - пишет в институт командир пробега т. Кузнецов

 

Ленинград. 1 сентября. Участники велопробега Свердловского Горного института завтра, 2 сентября, стартуют на Москву. Ленинградские физкультурники сегодня на демонстрации чувствовали свердловских велосипедистов, предоставив им первое место в своей колонне на демонстрации, посвященной Международному юношескому дню. Студенты ленинградского Горного института обязались нанести ответный визит в Свердловск, организовав велопробег по маршруту свердловцев протяжением в 13 тысяч километров.

 

Аллин.

  

УЧАСТНИКИ ВЕЛОПРОБЕГА СВЕРДЛОВСК – КАРА-КУМЫ – СВЕРДЛОВСК

 

ПРИБЫЛИ В МОСКВУ

 1935велоКаракумМосква

Москва. 7 сентября. 5 сентября, в 17 часов, на Ленинградском шоссе, при въезде в город Калинин, участники велопробега Свердловск – Кара-Кумы – Свердловск были встречены секретарем Калининского комитета ВЛКСМ тов. Барандиным. В этот же день участники пробега были приняты секретарем Калининского обкома партии тов. Михайловым. На приеме присутствовали руководители Калининской области. Теплая, товарищеская беседа длилась полтора часа. Тов. Михайлов интересовался всеми подробностями пробега, особенно той частью маршрута, которая проходила по советским республикам Средней Азии, где тов. Михайлов работал долгое время. Он делился своими воспоминаниями и особенно интересовался изменениями, происшедшими там за последние годы.

 

После приема председатель Калиниского горсовета тов. Новиков сопровождал свердловцев на осмотр одного из самых крупных текстильных комбинатов СССР.

 

6 сентября, в 6 часов утра, велосипедисты выехали в дальнейший путь – на Москву.

  

* * *

В 20 километрах от Москвы участников пробега встретили с цветами студенты Московского авиаинститута. В 16 часов велосипедисты прибыли в институт, где привели себя в порядок , а также и машины. В 17 час. 30 мин. выехали вновь по направлению к Москву. На шоссе выстроились колонны велосипедистов в разноцветных майках, они провожали гостей по Ленинградскому шоссе до стадиона юных пионеров. От входа до ленточек стадиона стояли линейки физкультурниц, приветствовавших гостей.

 

На стадионе участников пробега встречали начальник ГУУЗ тов. Петровский, директор Московского горного института тов. Дачкин, зам.директора Московского авиационного института и заместитель председателя Московского областного и городского совета физкультуры тов. Беляков, зам.директора велозавода тов. Кузнецов, заслуженный мастер спорта тов. Ипполитов, председатель велосекции Высшего совета физкультуры тов. Королев и другие представители и общественных и студенческих организации, руководителей местных партийных и советских организаций. Партия и правительство требуют широкого развития велосипедного спорта. Свидетельство этому – награждение участников пробега Хабаровск – Москва й.

 

По всему кругу и дорожкам стадиона растянулись гости и встречающие. Участники велопробега выстроились перед центральной трибуной. В этот момент трехлетний мальчик Скороделон поднес тов. Кузнецову огромный букет хризантем. В коротком рапорте тов. Кузнецов сообщил, что команда студентов Свердловского горного института, совершающая велопробег Свердловск – Кара-Кумы – Свердловск, прошла уже большую часть пути – 10 475 километров в 74 ходовых дня, со среднесуточной скоростью в 143 километра в сутки. Все участники бодры, здоровы и готовы к преодолению оставшегося участников пути. Испытываемые машина показали себя с самой лучшей стороны. Присутствующие на стадионе устраивают гостям бурную овацию.

 

Торжественный митинг, посвященный встрече, открывает товарищ Беляков. В своем приветствии он отмечает огромное значение этого пробега, подобного которому не было еще нигде в мире и который возможен только в нашей стране, где участники пробега были окружены вниманием и любовью всей страны, руководителей местных партийных и советских организаций. Партия и правительство требуют широкого развития велосипедного спорта. Свидетельство этому – награждение участников пробега Хабаровск – Москва высшими орденами Союза.

 

Пробег свердловских студентов имеет в этом деле огромное значение. Уже пройдённые этапы убедили широкие массы в возможности преодоления на советских велосипедах труднейших переходов. Свердловский пробег послужит дальнейшему развитию велосипедному спорта в СССР. Начальник ГУУЗа тов. Петровский, приветствовавший велосип5едистов от Наркомтяжпрома, указывает на то, что замечательность этого пробега не только в его дерзновенности, отважности и грандиозности, в и в том, что он в коренным образом отличается от подобных пробегов в капиталистических странах. Этот пробег – пример нашего социалистического всестороннего воспитания, он – пример сочетания чисто спортивных задач с исследовательской работой качества велосипедистов. Данные пробега – ценный вклад в дело улучшения наших советских велосипедистов, которые должны быть лучшими в мире.

 

От свердловских организаций   участников пробега приветствовали тов. Чукреев, затем выступили с приветствиями: тт. Королев – председатель велосекции ВСФК и заместитель директора велозавода тов. Кузнецов. Отвечал на приветствия политрук пробега Делягин. Вечером в Московском Горном институте состоялась товарищеская встреча участников пробега со студентами этого института.

  

* * *

7 сентября. Москва. Сегодня участники велопробега были приняты зам.наркомтяжпрома тов. М.М. Кагановичем в присутствии руководящих работников наркомата. Затем велосипедисты гостили у велозаводовцев, построивших велосипеды, участвующие в пробеге. После осмотра завода велосипедисты рассказали рабочим об опыте эксплуатации машин в пробеге

 

Аллин.

 

ПРИЕМ

у тов. ШВЕРНИКА

8 сентября. Москва. Сегодня участники велопробега Свердловск – Кара-Кум – Москва – Свердловск были приняты секретарем ВЦСПС тов. Шверником. Тов. Шверник сообщил велосипедистам, что секретариат ВЦСПС принял решение ходатайствовать перед правительством о награждении участников пробега. Секретариат решил также по окончании пробега отправить велосипедистов в дома отдыха за счет ВЦСПС. Вечером свердловцы присутствовали на футбольном матче Москва – Прага, после чего имели беседу с членом редколлегии «Правды» тов. Никитиным.

Аллин.

 

ПРИЕМ

у тов. В.М. МОЛОТОВА

8 сентября. Москва. Во время приема у зам.наркома тяжелой промышленности тов. М.М. Кагановича, тов. Каганович передал участникам пробега привет от тов. В.М. Молотова. Тов. Молотов очень интересуется пробегом и внимательно следит за ним. Только исключительная занятость не дала ему возможности лично принять участникам пробега.

По распоряжению Кагановича каждому участнику пробега выдан подарок – гоночный велосипед и костюм.

Аллин.

 

СВЕРДЛОВСК, ОБКОМ ПАРТИИ,

тов. КАБАКОВУ

8 сентября. Москва, Дорогой Иван Дмитриевич! Глубоко помним Вашу беседу накануне отъезда из Свердловска и высоко ценя Ваши указания и заботы, проявленные на протяжении всего пути, мы сумели не только преодолеть трудные участки нашего пути, которые уже остались позади (степи Казахстана, пустыня Кара-Кум, горы Кавказа и пр.), не только сохранить свои силы, но чувствовать себя сегодня, когда мы прошли уже 10 500 километров, лучше, закаленнее и крепче, чем в начале пути. Из красной столицы шлем Вам наш самый горячий привет и наилучшее пожелания. Заверяем Вас, что на оставшемся участке пути мы будем твердо руководствоваться Вашими ценными указаниями, прибудем в Свердловск к началу учебного года и Ваше задание – показать образец сочетания высокой физической культуры и высшего класса учебы – полностью выполним. Горячий привет, дорогой Иван Дмитриевич! До скорого свидания в Свердловске!

КОМАНДА ВЕЛОПРОБЕГА: Кузнецов, Канепит, Дерягин, Журавлев, Бочкарев, Десятов, Переляев, Терентьев.

 

ПРИЕМ В ВСФК

Председатель Высшего Совета Физической Культуры тов. В.Н. Манцев принял 10 сентября студентов – отличников Свердловского горного института тт. Кузнецова, Дерягина, Канепита, Переляева, Десятова, Журавлева, Терентьева и Бокарева, совершающих круговой велопробег Свердловск – Кара-Кум – Москва – Свердловск.

Участники пробега награждены почетными грамотами ВСФК.

 

12 сентября. Москва. В 6 часов 20 мин., на московском стадионе «Динамо» студенты Свердловского горного института стартовали к продолжению велопробега Свердловск – Кара-Кум – Свердловск.

  

ТЫСЯЧА КИЛОМЕТРОВ

18 сентября. Казань. Восемь студентов Свердловского горного института, совершающие велопробег Свердловск, вчера вечером прибыли в Казань. Пройдено 11 400 километров. Большую часть пути от Москвы до Казани команда прошла плод дождем, сильно затруднявшим передвижение. Несмотря на то, самочувствие участников пробега бодрое, все здоровы.

Оставшиеся 800-900 километров будут пройдены в 6 дней и 24 сентября команда будет финишировать в Свердловске. Это твердое намерение с которым участники пробега, выехали из Казани.

 

1935велоКаракум12

 

 

18 сентября. Казань. Вчера отличники велоспорта – студенты Свердловского горного института, начали преодолевать последнюю тысячу километров своего 13 000-километрового пробега. Утром 18 сентября т.т. Кузнецов, Канепит, Дерягин, Бокарев , Журавлев, Первачев, Десятов и Терентьев стартовали из Казани на Свердловск.

«Продвигаемся с большим трудом – телеграфирует командир пробега – Все время идут дожди и грунтовые дороги совершенно размыло, так что приходится зачастую идти пешком».

Однако, несмотря на непогоду, участники велопробега не сдают темпов, и каждый день покрывают 140 – 160 километров. Путь от Казани студенты несколько изменили против намеченного маршрута и сейчас двигаются через Елабугу – Бирск на Красноуфимск, минуя Сарапул.

 

1935велоКаракум13

 

 

ПОДГОТОВКА К ВСТРЕЧЕ

В облисполкоме, под председательством тов. Иконникова, состоялось заседание комиссии по встрече студентов Горного института, завершающий грандиозный велопробег Свердловск – Кара-Кум – Москва – Свердловск, протяженностью в 13 тысяч километров. Утвержден детальный план встречи.

 

ВСТРЕЧА УЧАСТНИКОВ ПРОБЕГА В СВЕРДЛОВСКЕ

Героический велопробег Свердловск – Кара-Кум – Москва – Свердловск блестяще закончен

Их ждали давно. За движением отважных велосипедистов – студентов горного института – внимательно следил весь Свердловск, вся область. Около маршрутной карты велопробега (на здании Облпрофсовета) всегда толпился народ. Красные лампочки отмечали на карте пройдённый путь имена отважных велосипедистов тт. Кузнецова, Дерягина, Канепита, Журавлева, Бокарева, Десятова, Переляева и Терентьева знали все свердловцы. И когда в Свердловске долго не получали известий от «каракумовцев», в редакцию газеты и директору Горного института звонили десятки людей. – Где велосипедисты? – Как идут? А путь был длинный и тяжелый. По всем республикам Советского союза прошел маршрут этого невиданного велопробега. Никогда, никто в истории велосипедного спорта не проделывал еще такого пути – от северных широт к субтропикам и обратно. Наши родные советские физкультурники сделали этот путь на такой обыкновенной дорожной машине.

Много неожиданностей таил 12 000-километровый путь. Тяжелые испытания предстояли не только машинам. Самые суровые невзгоды ждали в пути и участников велопробега. Холод, ветер, дождь, 60-градусная жара в безводной пустыни, многокилометровый переход в раскаленных песках с машинами на плечах.

Но студенты упорно шли вперед и маршрутной карте в Свердловске зажигались новые красные лампочки.

Не только в нашей области внимательно следили за велопробегом. Всюду – в деревнях, городах, аулах, велосипедисты встречали самый радушный прием. Участники пробега рассказывают много случаев исключительного внимания к ним со стороны колхозников. Вот в Туркестане, провожая велосипедистов в дальнейший путь, кочевники-казаки предупреждают: «Если придется начинать в степи, найдите овечье стадо или то место, где стояло стадо и только тут делайте привал и ночлег, чтобы вас не укусили ядовитые фаланги и скорпионы».

По всем газетам советских республик прошла весть об отважных велосипедистов. На всех языках СССР написано о беспримерном пробеге.

 

*  *  *

 

Свердловск готовился достойно встретить своих знатных физкультурников. Уже 23 сентября навстречу велосипедистам выехали несколько автомашин. Позавчера утром все смотрели в окно – как погода? – Неужели и в этот день будет дождь, десятые сутки «сопутствующий» велосипедистам?

Группами и в одиночку по Московскому тракту, за город ехали велосипедисты встречать своих отважных  товарищей. Высоко в воздухе звено самолетов аэроклуба взяло курс на Первоуральск для почетного экскорта отличников Велоспорта. За деревней Решоты у каменного столба, разделяющего Европу с Азией, выехавшие на встречу велосипедисты увидели своих отважных товарищей. Пилоты тоже увидели внизу на ленте дороги велосипедистов. Низко, низко, почти касаясь колесами верхушек деревьев, самолеты промчались над дорогой, голубями взлетели листовки, вниз упали букеты цветов.

Чем меньше километров оставалось до города, тем больше было встречающих. Сзади за группой отважных велосипедистов ехали, шли, бежали встречающие. На последнем привале, у ручья в пяти километрах от Свердловска, командор Кузнецов приказал чистить машины. И когда дорожная грязь была смыта, крепкие велосипеды. «Да, неужели вы на этих проехали 12 000 километров?» - вам, наверное, в Москве дали новые велосипеды? – слышатся удивленные возгласы. Техрук Канепит показывает любопытным номера велозавода, вычерканные на узлах рамы. Нет машины те же.

Но вот и Свердловск. Здесь пусть расскажут сами участники.           

«Мы помним теплые проводы на старте в Свердловске, - говорит командор пробега тов. Кузнецов, - знали, что встретят еще лучше, но такого приема, какой нам приготовили не ожидали. По улице Ленина до площади 1905 Года мы ехали между живых стен. С тротуаров нам бросали цветы»…

И когда колесо коснулось финишной ленты… велосипедистов подхватили сотни рук и стали подбрасывать вверх. Вместе с ними люди качали крепких советских стальных коней. Никто не обращал внимания на то, что уже полчаса идет проливной дождь.

Вот участники велопробега на трибуне. Новый взрыв восторга. Командор пробега рапортует об успешном выполнения задания свердловской общественности. Среди руководителей области на трибуне мать командора – Мария Денисовна. Короткий митинг с теплыми приветствиями  и речами.

Вечером, когда участники отдохнули, они встретились с активом свердловской общественности за товарищеским ужином во втором доме советов.

Вчера участников велопробега принял тов. Кабаков. В дружеской беседе велосипедисты рассказали о своем пути. «Мы особенно рады, - говорят участники, - видеть большие улучшения здесь в Свердловске. Наш институт отремонтирован блестяще. Приятно начинать учебу». Участники отказываются от поездки в дома отдыха «Мы вполне здоровы и 1 октября начинаем учебу».

Н. Кукуц

 

 

О НАГРАЖДЕНИИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛОПРОБЕГА СТУДЕНТОВ ГОРНОГО ИНСТИТУТА СВЕРДЛОВСК – КАРА-КУМ – КИЕВ – ЛЕНИНГРАД – МОСКВА – СВЕРДЛОВСК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

 

Группа студентов комсомольцев отличников Горного института 24 сентября 1935 года успешно закончила велопробег Свердловск – Кара-Кум – Киев – Ленинград – Москва – Свердловск, общей протяженностью 12 500 километров.

 

Президиум Облисполкома постановляет:

 

  1. Просить Президиум ЦИК Союза ССР за завершение труднейшего велопробега, образцовую выдержку и дисциплину, наградить участников студентов-комсомольцев отличников Горного института тт.: Кузнецова, Терентьева, Журавлева, Бокарева, Канепит, Переляева, Десятова, Дерягина.
  2. Всех вышеперечисленных товарищей, участников велопробега наградить почетными грамотами Облисполкома и именными часами.

 

Председатель Свердловского Областного

 

Исполнительного Комитета В.Ф. Головин.

 

Секретарь Свердловского Областного

 

Исполнительного Комитета А. Царевский.

 

 

 

На смену, 23 сентября 1935 года

 

ЗАКОНЧЕН ГЕРОИЧЕСКИЙ ВЕЛОПРОБЕГ

 

 

 

Рассказ о велопробеге,

 

совершенном студентами

 

Свердловского горного

 

института по 7 союзным

 

Республикам общим

 

протяжением свыше 12

 

тысяч километров.

 

Материалы доставлены

 

из Казани на самолете

 

нашим специальным

 

корреспондентом И. Тропп.

 

 

 

МАРКА СОВЕТСКОГО ВЕЛОСИПЕДА

 

Еще несколько лет тому назад у нас почти не было велосипедов, изготовленных на советских заводах, из деталей отечественного производства. Редкие владельцы машины гордились «французскими и немецкими» марками: «Омега», «Дюркор» и т.д.

 

У нас не было велосипедной промышленности – она у нас теперь есть. И велосипеды перестали быть собственностью только редких счастливчиков. Теперь в городах, селах, в самых глухих уголках нашего Союза Республик велосипеды получили широкое распространение и стали доступными для широких масс рабочих и колхозников. Десятки тысяч прочных и изящных велосипедов выпускают ежегодно наши заводы: Московский, Харьковский и Пензенский.

 

Советский велосипед, особенно велосипед московского велозавода, показал отличное качество деталей и блестящие ходовые качества. В самых разнообразных и труднейших условиях советские машины великолепно выдержали испытание. Велосипеды московского завода, на которых совершали переход свердловские студенты, пройдя более 12 000 километров по горам Урала и Кавказа, по пескам Кара-Кумов, под проливными дождями не имеют никаких дефектов. Машины находятся в отличном состоянии и могут продолжать дорогу дальше.

 

Наши машины с честью несут марку советских велосипедов. «Советский велосипед!» - гордо звучит теперь в устах миллионов трудящихся.

 

 

 

ИТАК, МЫ ДВИГАЕМСЯ

 

В ПАМЯТИ бодрящая беседа с Иваном Дмитриевичем Кабаковым, прощание с институтом, с товарищами. «… с которыми труд и учеба и песни и жизнь пополам».

 

Ноги спокойно и уверенно нажимают на педали. Наша коротенькая цепочка движется на юг.

 

Кругом чернеет колхозные поля. Обновленная земля готова для весенних всходов.

 

К северу летят журавли.

 

Сплошной лесной массив свердловских окрестностей теперь все чаще и чаще прерывается. Вступили в область лесостепи.

 

Скоро Челябинск.

 

 

 

С МАШИНОЙ НА ПЛЕЧЕ

 

СЕГОДНЯ день невезенья. Началось с того что дежурный Борька Переляев проспал зарю. Встали только в 8 часов. Для нас это поздно.

 

Моросит мелкий дождик. Встречный ветер с силой бьет в лицо.

 

Сегодня мы должны быть в Магнитогорске. Идем по дороге, превратившейся в земляную кашу. И каша эта заварена довольно густо. Двигаться на машиной даже думать нечего, щитки забиты грязью и глиной, колеса давно не вращаются. Становится невозможным даже вести машину. Боря первый подает пример, взяв машину на плечо. Все следуем его примеру. Так гораздо легче. За шесть часов прошли всего 18 километров. Идти все трудней.

 

И потому первые постройки Магнитогорска, мы приветствовал необычайно радостно.

 

Газетные листы с речью любимого Сталина на выпуске академиков Красной армии в Кремле 4 мая лежат на каждом багажнике наших машин. Слова его у нас в сердцах.

 

По заданию Магнитогорского окружкома ВКП(б) проводим массовую работу на севе. Читаем колхозникам речь тов. Сталина

 

Незаметно подкравшаяся ночь застала нас в степи. Селение далеко, а сворачивать в сторону не захотели. Решили устроиться собственными силами.

 

Ночевали в стогу сена, расположившись в нем очень комфортабельно, каждый сообразно своим вкусам.

 

 

 

КАЗАКСКИЕ СТЕПИ

 

ВЕТЕР поднимает вихри песка. Песок забивает нос, глаза, рот. Ветер настолько силен, что буквально отбрасывает с седла.

 

Идем цепочкой. Попытка ехать рядами не удавалась. Ветер расстраивает ряды.

… А дорога плотная и ровная, как асфальт уводит нас в глубь степей.

  

* * *

 

240 километров от Орска.

Снова ночевали в стогу сена. Ночь слышали вой шакалов.

  

* * *

Жара!

 

В сумке растаял шоколад.

 

 

ВСТРЕЧА С ШАКАЛАМИ

1935велоКаракум11СЕГОДНЯ часов в 12, многие из нас впервые увидели шакалов.

Мы ехали гуськом по тропинке. Впереди Сережа Журавлев. Вдруг впереди показалось множество шакалов, которые остановились поперек нашего пути. Когда мы все поравнялись с Сергеем, хозяева пустыни повернулись и один за другим побежали по тропинке. С победным гиканьем мы бросились в погоню. Развили скорость до 50 километров.

Но все же преимущество было не на нашей стороне. По узкой тропинке мы могли ехать только гуськом, и стрелять мог только передний. Скоро шакалы, доказав свое преимущество свернули с тропинки и скрылись в ковыле.

Издали раздавался их заунывный вой.

  

«ШАЙТАН-АРБА»

ЧЕРНОГОЛОВЫЕ, смуглолицые дети встречали велосипедистов  у каждой деревни Казахстана. Они долго ждали на дороге. Когда въезжали в деревню, дети с криками радости в восторге разбегались в разные стороны. Тогда, из кибиток выходили старики и пожилые мужчины.

В глухих уголках Казахстана до сих пор еще никогда не видали велосипеда, многие не видали паровоза.

Старики подходят к машинам. Сначала с легким подозрением («что это за люди приезжают ночью»). Потом смелее.

Казаки пробуют, как вертятся колеса, педали.

- Шайтан-арба! – такое наименование единодушно присвоили они московскому велосипеду.

Со всей деревни сбегается народ. Вокруг каждой машины собирается толпа. Сыпят вопросами все сразу, хором так, что получается невообразимый гавалт. Объясняться почти не возможно, - язык незнакомый. Приходится оперировать пальцами.

 

*  *  *

«КАНКАНЧИК», называется колючая трава, которая покрывает степи на подступах к Ашхабаду. Она не давала покоя техническому руководителю пробега Гере Канепиту.  Попадешь а «капканчик» обязательно прокол. Камера мгновенно испускает дух. Приходится сделать остановку, клеить камеры, накачивать их снова.

Техруку доставалось,  как следует. Был такой день, когда у одного Славы Кузнецова пятнадцать раз неумолимы капканчил пробивал камеру.

  

НАВСТРЕЧУ ОПАСНОСТИ

ДАЛЕКИЙ полный приключения путь! Много раз под участниками велосипедного пробега нависала черной тучей смертельная опасность. Природные условия ставили неожиданные ловушки перед путешественниками. Но удивительное самообладание, суровая настойчивость молодых большевиков оказались гораздо сильнее простых случайностей

 

*  *  *

Мнения разделились. Как в древней сказке о Иван-Царевиче перед велосипедистами встали две дороги. Одна вела прямо через голодную степь. Эта дорога была короче – километров 164. Другая огибала хмуро самобревшую пустыню далеко кругом. Этот путь был гораздо безопаснее.

Решили двигаться прямо по Голодной степи. Осмотрели внимательно машины, набрали холодной воды во фляжки. Нашли скупые следы старой караванной дороги – она терялась в высоких лопухах. Двинулись вперед, во главе с неутомимым «следопытом» Сережей Журавлевым.

Солнце жгло немилосердно. Сняли рубашки, кое-кто даже трусики скинул. К ночи надо было во что бы то ни стало пройти опасный участок дороги.

А ночь подвигалась быстро-быстро. Кое-кто не выдержал и на склоне дня, когда горячие лучи солнца посылали уже последний привет земле, жадно выпили до дна свой запас воды.

 

………..

 

К БАТУМУ  ведут старые, избитые и извилистые дороги. Продвигаться вперед трудно. Двадцати четырехкилометровый Годерский перевал поднимается высоко над уровнем моря. У подножья перевала  жарко – можно ходить в трусах, на вершинах – снег, холодно. Вверх шагали пешком.

Вниз спускались осторожно. Но тут подвели крутые повороты, которые подступают вплотную к головокружительным пропастям. На одном из таких поворотов разнесло машину Саши Дерягина. Дрога поворачивала круто, как подкова. Мгновение и велосипед понес Дерягина со страшной скоростью прямо в пропасть.

От верной гибели Дерягину удалось спастись случайно. Машина повисла на скале, а Саше удалось ухватиться за уступ горы, который оказался метра на четыре дороги.

Инцидент был быстро и благополучно исчерпан.

 

*  *  *

 

У КРАСНОВОДСКА, подъезжая к арыку, Костя Терентьев быстро затормозил свою машину. Не успев остановиться, на него налетел ехавший сзади Журавлев. При этом передней осью  велосипеда у него поранило ногу.

На помощь явился доморощенный «медик» Алеша Десятов.

Ехать дальше  Журавлев не мог. Тогда решили связать вместе два велосипеда ремнями. Так и сделали. Машину Журавлева привязали к велосипеду Славы Кузнецова. Путь связанных, таким образом, машин продолжался около 50 километров.

Колонна неустанно двигалась вперед.

 

СТЕПИ ОСТАЛИСЬ сзади. Были пройдены кавказские горы и крымское побережье. Скоро показалась столица Украины – Киев.

Полтора часа длилась беседа велосипедистов с секретарем ЦК КП(б)У и Киевского Обкома партии тов. Постышевым. Павел Петрович расспрашивал об отдельных этапах путешествия. Тов. Постышев особенно интересовался вопросам развитием хлопкового хозяйства и другими характерными чертами народного хозяйства национальных республик. Просто и задушевно рассказал Павел Петрович о своей ссылке и путешествиях.

- Беседа с товарищем Постышевым, - говорят велосипедисты, - высшая для нас награда. Она оставила в сердце у каждого из участников пробега неизгладимое впечатление.

 

*  *  *

ЛЕНИНГРАДСКИЕ студенты-горняки восторженно встретили свердловских товарищей. Они твердо решили в будущем году организовать ответный велосипедный поход с большим числом участников.

 

1935велоКараКумТоржок

 

Дорогой цветов называют участники велопробега прибытие в Москву. За десятки километров от нашей родной столицы героев-студентов встречали автомашины и велосипедисты – москвичи.

- Меня забросали цветами, - улыбается командор пробега, - у финиша, на стадионе Юных пионеров. Мне пришлось держать ровно шесть букетов.

 

*  *  *

МОСКВА поразила обилием новых впечатлением: футбольный матч Москва – Прага, бег Лядумега и братьев Знаменских, беседы с товарищами Эйдеманом, М.М. Кагановичем и председателем ВСФК СССР тов. Манцевым...

Но путь еще не закончен! Предстояло замкнуть гиганский круг, начатый  четыре месяца тому назад в Свердловске. Там ждали родные аудитории, книги, студенты и теплые уютные комнаты общежития.

11 сентября, в 7 часов вечера, в Москве, был дан старт в дальнейший путь, к полному завершению героического пробега.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ПОХОДА

РЕКОРД скорости – 227 километров в десять ходовых часов, участники велосипедного пробега поставили почти в конце путешествия, около Горького. В отдельные часы проходили 30 километров в час. Казалось машина мчится сама по гладкому асфальту тракта Горький – Москва. И только неуемный ветер, вперемежку с густыми потоками осеннего дождя, бил в лицо. К концу путешествия скорость часового перехода велосипедистов увеличилась на одну четверть. Двигались вперед бодрее и быстрее.

Горьковский край, Чувашская автономная область и Татария встретили свердловцев нескончаемыми дождями. Будто не было конца и края этому холодному ливню. Прекрасные дороги Чувашии, на которые велосипедисты возлагали столько надежд, превратились в месиво. Колеса беспристрастно скользили.

- Мы падали на каждой стометровке, - рассказывал Алеша Десятов.

- Ехали плохо, добавляет Канепит, - зато уже посмеялись вдоволь.

Грязь залепила колеса – надо было слезать с машин и тащить их на плечах. Был случай, когда под Свияжском в полчаса продвинулись вперед только на 500 метров.

Любопытное соревнование разыгралось на берегу /Волги между велосипедистами и автомобилем. Те и другие очень медленно продвигались вперед. – Автомобиль даже свернулся на бок и свердловцы помогли ему встать на колеса. Так двигались вперед пока машина окончательно осталась сзади.

Машины плохо слушались руля. Велосипедисты шли боком, их бросало на телеграфные столбы. В темные осенние ночи такая «езда по строжному» была далеко не безопасна.

Алеша Десятов отстал недалеко от Волги, когда стемнело и не у кого было спросить, где прямая дорога. Он сделал пятикилометровый крюк и только в Казани нагнал своих товарищей.

Ночевали на волжском пароходе под скамейками, прижавшись к теплой трубе. А утром мыли пожарным брансбоем велосипедные колеса, спицы которых от грязи стали неимоверно толстыми.

Прибыв в Казань первым делом отправились в баню умываться. Велосипедисты завели уже такой порядок, чтобы использовать все возможности оставаться в дороге чистыми и опрятными. Рассказывают даже такой случай: еще в Тифлисе были расставлены дежурные, ожидавшие прибытие путников. Дежурные растянулись цепочкой по улицам, где велосипедисты должны были проехать.

Когда свердловцы въехали в город, первый дежурный сообщил об этом в горсовет физкультуры. От туда выехали люди и помчались по следам велосипедистов. Но тут обнаружилось, что студенты исчезли, где-то между дежурными.

Обнаружили путешественников в бане…

Колонна двигалась, иногда по несколько дней не встречая человеческого жилья. Приезжая в деревню или город студенты с жадностью читали газеты. Из газет они узнали, что с опозданием на две недели о трагической гибели самолета «Максим Горький».

 

Они сочетали высокую культуру с несгибаемым мужеством во время всего пробега.

Командор велопробега – студент пятого курса, член партии Вячеслав Кузнецов твердо ведет вперед колонну. Ему приходится меньше всего отдыхать.

Слава неутомим. Он средний командир Красной армии, как и все участники пробега. Красная армия воспитала в нем мужество, выносливость, энергию и непоколебимую волю к победе.

1 октября – день начала учебного года у всех участников грандиознейшего велопробега. Закончив поход, студенты с окрепшими силами снова возьмутся за учебу, чтобы стать командирами производства, инженерами, в совершенстве овладевшими высотами техники и культуры, физически крепкими спортсменами, всегда готовыми с оружием в руках встать на защиту октябрьских завоеваний, за дело Ленина – Сталина.

 

У ГРАНИЦЫ ОБЛАСТИ

Город ждал своих героев. Готовили теплую, радостную встречу. Трое «спартаковцев» - физкультурники спортивного общества союза госторговли: Мышанинов, Петров, Замараев и я, выехали навстречу студентов Горного института в Сарапул – на границу нашей области.

Ждем. Считаем часы и минуты до желанной встречи с велосипедистами, завершающими свой многотысячекилометровый круговой маршрут. И вдруг – телеграмма: «Маршрут велосипедистов изменен, едут через Красноуфимск».

Хватаем свои велосипеды и мчимся туда. Сердце грызет сомнение:

- Успеем ли, не пройдут ли раньше нас?

Однако успели. Через три часа после нашего приезда студенты Горного института прибыли в Красноуфимск.

Мелкий осенний дождик , моросивший несколько дней, превратил улицы Красноуфимска в непроходимое болото. Велосипеды отважных физкультурников не шли, а плыли по дороге, разбрызгивая и расплескивая в стороны грязь. Трудно рассказать, с какой радостью, с какой любовью встретили героев-велосипедистов трудящиеся Красноуфимска. Короткий митинг, товарищеский обед в клубе города. Толпы народа. Сотни людей не вмещаются в клуб и стоят на улице под осенним дождем.

Наконец, провожаемые восторженными возгласами, стартуем из Красноуфимска на Ачит. 22 километра до Ачита мы ехали по жидкой грязи. Грязь заливалась во втулки колес велосипедов. Было уже совсем темно, когда мы приехали в Ачит. Мы, четверо велосипедистов, выехавшие из Свердловска навстречу героям, чтоб первыми передать им наш восторженный привет, еле успевали за участниками перехода. Быстро и хорошо шли они по ачитской грязи. Ни грязь, ни дождь не замедляли их стремительного бега. Оно и понятно! Впереди родной город, товарищи, друзья, учеба. Впереди близкий и желанный финиш. Впереди почетное право рапортовать, что трудная задача выполнена, что намеченная цель достигнута, намеченный маршрут по великой нашей родине – пройден.

Мы ехали за ними. И восторг, гордость за наших славных и доблестных товарищей переполняли нас, укрепляли наши силы и позволяли нам не отставать от участников пробега. Так полные восторга – сквозь дождь, по грязи – ехали мы радостные и счастливые.

 

Л. Голланд.

  

ПЕРЕД ФИНИШЕМ

 

Первоуральск - Свердловск

Неутомимые работники Свердловского отделения Союзфото и кинохроники встретили колонну велосипедистов в 28 километрах от города . затем появились машины секретарей Ленинского райкома ВКП(б) и ВЛКСМ тов. Высочиненко и Горбунова, Горкомола т.т. Ветохина и Израйлента и др. Автомобили остановили идущего впереди участника велопробега Алексея Десятова с группой велосипедистов, встречавших колонну в Красноуфимске.

- Остальные идут дальше, - сказал Десятов.

1935велоКаракумПереляевЧисло автомобилей росло с каждой минутой. Велосипедистам преподносили цветы. Появился грузовик с духовым оркестром. На каждой остановке оркестр встречал велосипедистов маршем.

В воздухе реяло звено самолетов. Белые голуби листовой стаей медленно спускались к низу. Их ловили на ходу Канепит, Терентьев, Переляев, Кузнецов и читали:

- Привет участникам героического велопробега!

В пути велосипедистов несколько раз останавливали, чтобы они подкрепились чашкой шоколада и бутербродом. На каждой остановке развертывались оживленные беседы. Участники пробега рассказывали отдельные яркие эпизоды из истории своего грандиозного путешествия.

На краю поселка Широкая Речка сделали последнюю остановку. Очистили грязь, осевшую на рамы и щитки велосипедов. Дальше тронулись уже по городу в окружении бесчисленного множества велосипедистов и автомобилей, среди велосипедистов было немало девушек-студентов.

Хлынул дождь. По дороге из Первоуральска он лил несколько раз. Но темп похода не ослабевал.

Около физио-терапевтического института У Терентьева легкая авария. Остановка. Через две минуты Терентьев опять становится в ряды.

Впереди финиш…

 

1935велоКаракум4 

 

 

Отважные участники грандиозного велопробега – студенты Свердловского горного института: Кузнецов, Канепит, Журавлев, Терентьев, Переляев, Десятов, Бокарев и Дерягин – получили многочисленные приветствия и поздравления с успешным окончанием велопробега. В числе приветствий – телеграмма председателя ВЦСПС тов. ШВЕРНИКА, приветствие президиума центрального комитета союза железо-рудной промышленности Востока, приветствие треугольника Московского велозавода, приветствия профессоров Горного института, отдыхающих на курорте в Сочи, стойлова, Старикова и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

scroll back to top